Корректурные пробы (например, методика бурдона) направлены прежде всего на оценку

КОРРЕКТУРНЫЕ ПРОБЫ (НАПРИМЕР, МЕТОДИКА БУРДОНА) НАПРАВЛЕНЫ ПРЕЖДЕ ВСЕГО НА ОЦЕНКУ
1) произвольного внимания (+)
2) непроизвольного внимания
3) письма
4) зрительного восприятия

Корректурные пробы, такие как методика Бурдона, применяются для оценки устойчивости, концентрации и распределения **произвольного внимания**. В этих заданиях испытуемый должен в течение длительного времени выполнять монотонную и однообразную задачу — находить и зачеркивать определённые символы или буквы среди большого количества похожих. Это требует сознательного усилия, самоконтроля и контроля над вниманием, что и определяет их направленность именно на **произвольные** аспекты внимания, а не автоматические (непроизвольные).Произвольное внимание — это осознанная регуляция фокуса внимания, что важно, например, в профессиональной деятельности, учебе и при выполнении сложных задач. Снижение показателей по корректурным пробам может указывать на утомляемость, дефицит внимания или нарушения в лобных отделах мозга, ответственных за волевую регуляцию.

Форма внимания Характеристика Примеры методик Произвольность
Произвольное Сознательно контролируемое, требует усилия Корректурная проба Бурдона, тесты с переключением внимания Да
Непроизвольное Возникает автоматически при воздействии раздражителя Реакция на громкий звук, вспышку света Нет
Послепроизвольное Переходит в устойчивый интерес после начального усилия Долгое чтение книги, погружённость в деятельность Сначала да, потом нет
Селективное (избирательное) Сосредоточение на одном источнике информации при игнорировании других Тест Струпа, задачи с отвлекающими стимулами Да
Рассеянное Распределение внимания между несколькими объектами Одновременное выполнение нескольких задач Да