КОРРЕКТУРНЫЕ ПРОБЫ (НАПРИМЕР, МЕТОДИКА БУРДОНА) НАПРАВЛЕНЫ ПРЕЖДЕ ВСЕГО НА ОЦЕНКУ
1) произвольного внимания (+)
2) непроизвольного внимания
3) письма
4) зрительного восприятия
Корректурные пробы, такие как методика Бурдона, применяются для оценки устойчивости, концентрации и распределения **произвольного внимания**. В этих заданиях испытуемый должен в течение длительного времени выполнять монотонную и однообразную задачу — находить и зачеркивать определённые символы или буквы среди большого количества похожих. Это требует сознательного усилия, самоконтроля и контроля над вниманием, что и определяет их направленность именно на **произвольные** аспекты внимания, а не автоматические (непроизвольные).Произвольное внимание — это осознанная регуляция фокуса внимания, что важно, например, в профессиональной деятельности, учебе и при выполнении сложных задач. Снижение показателей по корректурным пробам может указывать на утомляемость, дефицит внимания или нарушения в лобных отделах мозга, ответственных за волевую регуляцию.
Форма внимания | Характеристика | Примеры методик | Произвольность |
---|---|---|---|
Произвольное | Сознательно контролируемое, требует усилия | Корректурная проба Бурдона, тесты с переключением внимания | Да |
Непроизвольное | Возникает автоматически при воздействии раздражителя | Реакция на громкий звук, вспышку света | Нет |
Послепроизвольное | Переходит в устойчивый интерес после начального усилия | Долгое чтение книги, погружённость в деятельность | Сначала да, потом нет |
Селективное (избирательное) | Сосредоточение на одном источнике информации при игнорировании других | Тест Струпа, задачи с отвлекающими стимулами | Да |
Рассеянное | Распределение внимания между несколькими объектами | Одновременное выполнение нескольких задач | Да |